Политическая аргументация Бонифация VIII и Эгидия Римского о сущности власти

Авторы

  • Сергей Евгеньевич Кондратенко Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7–9

DOI:

https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2017.204

Аннотация

Статья посвящена реконструкции системы политической аргументации римского понтифика Бонифация VIII, воплотившей в себе всю полноту предшествующих идей апологетов верховенства папской власти, в частности Эгидия Римского. В статье показывается, как высшая ступень развития доктрины папской теократии закладывает основу для идеи государственного суверенитета. Конец XIII в. в истории Европы ознаменован кризисом всех форм универсализма и укреплением «новых монархий», которые становятся основными соперниками католицизма с его политическими амбициями в борьбе за лояльность подданных. Существенные изменения претерпевает характер политической аргументации. Если императоры выступали с тех же позиций, что и папство, отстаивая саму природу универсальной политической власти, то короли, не имея имперских амбиций, провозглашали свою верховную власть исключительно в  пределах их собственных владений. Папские буллы, в  частности Unam Sanctam, дают структурированный и аргументированный ответ не только на частный вызов претензий французского короля Филиппа IV, но и в целом на политическую доктрину, основанную на наследии Аристотеля и римском праве и раскалывавшую целостность «христианского мира» путем обоснования самодостаточности политических общностей. Папа римский, выходя за рамки полномочий высшего феодала в церкви, приближается по своему статусу к абсолютным монархам Нового времени. Библиогр. 35 назв.

Ключевые слова:

средневековая политическая теория, политическая аргументация, политическая власть, суверенитет, католицизм, средневековая церковь, папские буллы, Unam Sanctam, Бонифаций VIII, Эгидий Римский, Филипп IV, Иоанн Парижский

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Кондратенко С.Е. К истокам политической аргументации современного католицизма // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2014. Вып. 2. С. 120–127.

Tierny B. The Crisis of Church and State 1050–1300. Toronto: University of Toronto Press, 2010. 210 p.

Canning J. Ideas of Power in the Late Middle Ages 1296–1417. Cambridge: Cambridge University Press, 2006. 232 p.

Шмитт К. Диктатура. От истоков современной идеи суверенитета до пролетарской классовой борьбы. СПб.: Наука, 2005. 326 с.

Гуторов В.А. Античная социальная утопия: вопросы истории и теории. Л.: Изд-во ЛГУ, 1989. 288 с.

Кондратенко С.Е. Католицизм и государство: истоки двухполюсной модели общества // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. 2010. Вып. 1. С. 121–127.

Erikson N.N. A Dispute between a Priest and a Knight // Proceedings of the American Philosophical Society. 1967. Vol. 111, N 5. P. 288–309.

Strayer J.R. The Laicization of French and English Society in the Thirteenth Century // Speculum. 1940. Vol. 15, N 1. P. 76–86.

Strayer J.R. The Reign of Philip the Fair. Princeton: Princeton University Press, 1980. 450 p.

Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой политической теологии. М.: Изд-во Института Гайдара, 2014. 752 с.

Бэймкер К. Европейская философия средневековья. М.: ЛИБРОКОМ, 2011. 96 с.

Гуторов В.А. Теория демократии как историческая проблема: к постановке вопроса // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2014. № 4. С. 114–126.

Гуторов В.А. Традиция британской конституции в современном политико-философском дискурсе: некоторые теоретические проблемы // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2016. Т. 17, вып. 2. С. 225–239.

Гуторов В.А., Варламов А. Г. К вопросу о значении британской правовой традиции в политическом дискурсе США // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2014. Вып. 1. С. 80–91.

Блаженный Августин. О Граде Божьем // Блаженный Августин. Творения. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. Т. 3. 595 с.

Гуторов В.А. Политика и образование: историческая традиция и современные трансформации // Полис. Политические исследования. 2015. № 1. С. 9–29.

Kantorowicz E.H. Deus Per Naturam, Deus Per Gratiam: A Note on Medieval Political Theology // The Harvard Theological Review. 1952. Vol. 45, N 4. P. 253–277.

John of Paris. On Royal and Papal Power. New York; London: Columbia University Press, 1974. 197 p.

Watt J.A. The Theory of Papal Monarchy in the 13th Century: The Contribution of the Canonists // Traditio. 1964. Vol. 20. P. 179–317.

Гуторов В.А. Толерантность как универсальный ценностный фактор мировой политики? // Вестн. Московского ун-та. Сер. 12: Политические науки. 2012. № 3. С. 46–51.

Целлер Э. Очерк истории греческой философии. М.: Канон+, 2012. 352 с.

Гуторов В.А. Политическая философия А.Градовского и ее истоки // ПОЛИТЭКС. Политическая экспертиза 2007. Т. 3, № 2. С. 5–31.

Гуторов В.А. Наследие И.Канта в структуре современной политической философии // Управленческое консультирование. 2011. № 1 (41). С. 218–227.

Boniface VIII. Unam Sanctam. 1302 // Internet Medieval Sourcebook. URL: https://sourcebooks. fordham.edu/source/B8-unam.asp (дата обращения: 10.03.2017).

Gierke O. Political Theories of the Middle Age. San Rafael: Archivum, 2007. 197 p.

Ullmann W. The Medieval Papal Courts as an International Tribunal // Virginia Journal of International Law. 1971. Vol. 11. P. 356–371.

Pollock Fr., Maitland Fr. W. The History of English Law before the Time of Edward I. Cambridge: Cambridge University Press, 1923. Vol.I. 688 p.

Гуторов В.А. К вопросу о происхождении государства: парадоксы и аномалии современных интерпретаций // Полис. Политические исследования. 2014. № 3. С. 91–110.

Дионисий Ареопагит. Сочинения. Толкования Максима Исповедника. СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002. 854 c.

Ullmann W. Law and Politics in the Middle Ages. Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. New York: Cambridge University Press, 1975. 320 p.

Шишков А.М. Средневековая интеллектуальная культура. М.: Издатель Савин С.А., 2003. 592 с.

Eastman J.R. Giles of Rome and Celestine V: The Franciscan Revolution and the Theology of Abdication // The Catholic Historical Review. 1990. Vol. 76, N 2. P. 195–211.

Giles of Rome’s On Ecclesiastical Power: A Medieval Theory of World Government: a Critical Edition and Translation / transl. and ed. by R.W.Dyson. New York: Columbia University Press, 2004. 406 p.

Шмитт К. Политическая теология. Сборник. М.: КАНОН-пресс-Ц, 2000. 336 с.

Самарин Я.В. Концепция целый и функций правительства в политической теории Вудро Вильсона // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 6. Политология. Международные отношения. 2016. № 1. С. 73–84.


References

Kondratenko S.E. K istokam politicheskoi argumentatsii sovremennogo katolitsizma [To the origins of modern political argumentation of Catholicism]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Series 6. Political science. International relations, 2014, vol. 2, pp. 120–127. (In Russian)

Tierny B. The Crisis of Church and State 1050–1300. Toronto, University of Toronto Press, 2010. 210 p.

Canning J. Ideas of Power in the Late Middle Ages 1296–1417. Cambridge, Cambridge University Press, 2006. 232 p.

Schmitt K. Diktatura. Ot istokov sovremennoi idei suvereniteta do proletarskoi klassovoi bor’by [Dictatorship. From the Beginning of the Modern Concept of Sovereignty to the Proletarian Class Struggle]. St. Petersburg, Nauka Publ., 2005. 326 p. (In Russian)

Gutorov V.A. Antichnaia sotsial’naia utopiia: voprosy istorii i teorii [Ancient Social Utopia]. Leningrad, Izdatel’stvo Leningradskogo Universiteta, 1989. 288 p. (In Russian)

Kondratenko S.E. Katolitsizm i gosudarstvo: istoki dvukhpoliusnoi modeli obshchestva [Catholicism and state: origins of a bipolar model of society]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 6, 2010, issue 1, pp. 121–127. (In Russian)

Erikson N.N. A Dispute between a Priest and a Knight. Proceedings of the American Philosophical Society, 1967, vol. 111, no. 5, pp. 288–309.

Strayer J.R. The Laicization of French and English Society in the Thirteenth Century. Speculum, 1940, vol. 15, no. 1, pp. 76–86.

Strayer J.R. The Reign of Philip the Fair. Princeton, Princeton University Press, 1980. 450 p.

Kantorovich E.H. Dva tela korolia. Issledovanie po srednevekovoi politicheskoi teologii [The King’s Two Bodies: A Study in Mediaeval Political Theology]. Moscow, Izd-vo Instituta Gajdara, 2014. 752 p.

Beimker K. Evropeiskaia filosofiia srednevekov’ia [European philosophy of the Middle Ages]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2011. 96 p. (In Russian)

Gutorov V.A. Teoriia demokratii kak istoricheskaia problema: k postanovke voprosa [Theory of democracy as a historical problem: to the formulation of the question]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 6, 2014, no. 4, pp. 114–126. (In Russian)

Gutorov V.A. Traditsiya britanskoj konstitutsii v sovremennom politiko-filosofskom diskurse: nekotorye teoreticheskie problem [Traditions of the British constitution in the modern politico-philisophic discourse: some theoretical problems]. Vestnik RHGA, 2016, vol. 17, issue 2, pp. 225–239. (In Russian)

Gutorov V.A., Varlamov A.G. K voprosu o znachenii britanskoi pravovoi traditsii v politicheskom diskurse SShA [To the question of meaning of the British constitutional tradition in the USA’s political discourse]. Vestnik of Saint-Petersburg University. Ser. 6. Political Science. International Relations 2014, issue 1, pp. 80–91. (In Russian)

Blazhennyi Avgustin. O Grade Bozh’em [City of God]. Blazhennyi Avgustin. Tvoreniia [Writings]. Vol. 3. St. Petersburg, Aleteiia Publ., Kiev, UTsIMM-Press, 1998. 595 p. (In Russian)

Gutorov V.A. Politika i obrazovanie: istoricheskaia traditsiia i sovremennye transformatsii [Politics and education: historical tradition and modern transformations]. Polis. Politicheskie issledovaniia, 2015, no. 1, pp. 9–29. (In Russian)

Kantorowicz E.H. Deus Per Naturam, Deus Per Gratiam: A Note on Medieval Political Theology. The Harvard Theological Review, 1952, vol. 45, no. 4, pp. 253–277.

John of Paris. On Royal and Papal Power. New York, London, Columbia University Press, 1974. 197 p.

Watt J.A. The Theory of Papal Monarchy in the 13th Century: The Contribution of the Canonists. Traditio, 1964, vol. 20, pp. 179–317.

Gutorov V.A.Tolerantnost’ kak universal’nyi tsennostnyi faktor mirovoi politiki? [Tolerance as an evaluative factor of the international policy?]. Vestnik Moskovskogo universiteta, ser. 6: Political science. International relations, 2012, no. 3, pp. 46–51. (in Russian)

Tseller E. Ocherk istorii grecheskoi filosofii [Essay on the History of Greek Philosophy]. Moscow, Kanon+ Publ., 2012. 352 p. (In Russian)

Gutorov V.A. Politicheskaia filosofiia A.Gradovskogo i ee istoki [The political philosophy of A.Gradovskij and its origins]. POLITEKS. Politicheskaia ekspertiza, 2007, vol. 3, no. 2, pp. 5–31. (In Russian)

Gutorov V.A. Nasledie I.Kanta v strukture sovremennoi politicheskoi filosofii [The Heritage of I.Kant in the structure of the modern political philosophy]. Upravlencheskoe konsul’tirovanie, 2011, no 1 (41), pp. 218–227. (In Russian)

Boniface VIII. Unam Sanctam. 1302. Internet Medieval Sourcebook. Available at: https://sourcebooks. fordham.edu/source/B8-unam.asp (accessed: 10.03.2017).

Gierke O. Political Theories of the Middle Age. San Rafael, Archivum, 2007. 197 p.

Ullmann W. The Medieval Papal Courts as an International Tribunal. Virginia Journal of International Law, 1971, vol. 11, pp. 356–371.

Pollock Fr., Maitland Fr. W. The History of English Law before the Time of Edward I. Vol.I. Cambridge, Cambridge University Press, 1923. 688 p.

Gutorov V.A. K voprosu o proiskhozhdenii gosudarstva: paradoksy i anomalii sovremennykh interpretatsii [To the question of the origin of state: Paradoxes and anomalies of modern interpretations]. Polis. Politicheskie issledovaniia, 2014, no. 3, pp. 91–110. (In Russian)

Dionisii Areopagit. Sochineniia. Tolkovaniia Maksima Ispovednika [Writings]. St. Petersburg, Aleteiia Publ., Oleg Аbyshko Publ., 2002. 854 p. (In Russian)

Ullmann W. Law and Politics in the Middle Ages. Introduction to the Sources of Medieval Political Ideas. New York, Cambridge University Press, 1975. 320 p.

Shishkov А.M. Srednevekovaia intellektual’naia kul’tura [The Medieval intellectual culture]. Moscow, Izdatel’ Savin S.А., 2003. 592 p. (In Russian)

Eastman J.R. Giles of Rome and Celestine V: The Franciscan Revolution and the Theology of Abdication. The Catholic Historical Review, 1990, vol. 76, no. 2, pp. 195–211.

Giles of Rome’s On Ecclesiastical Power: A Medieval Theory of World Government. Transl. and ed. by R.W.Dyson. New York, Columbia University Press, 2004. 406 p.

Schmitt K. Politicheskaya teologiya. Sbornik [Political Theology] Moscow, KАNON-press-TS, 2000. 336 p. (In Russian)

Samarin Ia. V. Kontseptsiia tselyi i funktsii pravitel’stva v politicheskoi teorii Vudro Vil’sona [An issue of the government goals and functions in the works of Woodrow Wilson]. Vestnik of Saint-Petersburg university. Ser. 6. Political Science. International Relations, 2016, issue 1, pp. 73–84. (In Russian)

Загрузки

Опубликован

24.07.2017

Как цитировать

Кондратенко, С. Е. (2017). Политическая аргументация Бонифация VIII и Эгидия Римского о сущности власти. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 10(2), 130–144. https://doi.org/10.21638/11701/spbu06.2017.204

Выпуск

Раздел

Актуальные проблемы политической науки