Особенности цифровой дипломатии США и КНР в Cредиземноморском регионе

Авторы

  • Денис Вакарчук Российский государственный гуманитарный университет, Российская Федерация, 125993, Москва, Миусская пл., 6

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu06.2024.402

Аннотация

Средиземноморский регион по причине своего географического положения традиционно играет значимую роль в мировой политике. В последние годы усиленное внимание к региону проявляет КНР, интерес которой обусловлен в первую очередь экономическими причинами. Важным внерегиональным игроком в Средиземноморье являются США, чьи усилия преимущественно сосредоточены на сохранении американоцентричной модели архитектуры безопасности в регионе. Как для США, так и для КНР важным инструментом продвижения интересов в регионе является публичная дипломатия, в том числе ее цифровое измерение. Учитывая, что противостояние между США и КНР усиливается и в настоящий момент активно развивается в информационном пространстве, исследовательский интерес представляет выявление влияния особенностей региональных интересов США и КНР на примере Средиземноморья на специфику их цифровой дипломатии в странах региона. На уровне нулевой гипотезы ожидается, что особенности цифровой дипломатии США и КНР в Средиземноморском регионе не зависят от региональных интересов этих стран. Альтернативной гипотезой исследования выступает утверждение, что региональные интересы США и КНР в Средиземноморском регионе обусловливают специфику практики цифровой дипломатии этих государств в отношении стран региона. В рамках эмпирического исследования процесс был разбит на три этапа: сбор и анализ первичных данных из социальной сети Twitter об аккаунтах посольств США и КНР в странах Средиземноморья, сетевой анализ коммуникативных практик американских и китайских посольств в Twitter, контент-анализ оригинальных хештегов, используемых в сообщениях аккаунтов посольств США и КНР.

Ключевые слова:

КНР, США, Средиземноморье, публичная дипломатия, цифровая дипломатия, сетевой анализ, контент-анализ

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Буторина, О. В. (2022), Структурная асимметрия — новая норма многополярного мира, в: Буторина, О. В. и Алексеенкова, Е. С. (ред.), Фактор Китая в Средиземноморье, М.: Инт Европы Российской академии наук, с. 7–17.

Litsas, S. N. (2020), The U.S. Facing the Challenges of the Twenty-First Century in the Eastern Mediterranean: The Different Cases of China, Russia, and Turkey, in: Spyridon, N. L. (ed.), US Foreign Policy in the Eastern Mediterranean, Cham: Springer, pp. 181–212.

Carafano, J. J. (2019), US Foreign Policy in the Mediterranean Region and How it Affects Other Actors, IE Med Mediterranean Yearbook. URL: https://scholar.google.com/scholar?hl=ru&as_sdt=0%2C5&q=US+Foreign+Policy+in+the+Mediterranean+Region+and+How+it+Affects+Other+Actors+The+Euro-Mediterranean+Partnership+and+Other+Actors+&btnG= (дата обращения: 31.12.2023).

Пакулин, В. С. (2021), Инвестиционные проекты КНР в странах европейского Средиземноморья в рамках проекта «Пояс и путь», Вестник Томского государственного университета. История, № 70. c. 96–103.

Villegas, G. A. (2020), The Mediterranean Sea: maritime power, conflicts and strategies, İnstituto Espanol de Estudios Estrategicos. URL: https://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_marco/2020/DIEEEM03_GUIABI_Mediterraneo-ENG.PDF (дата обращения: 31.12.2023).

Duarte, L., Albro, R. and Hershberg, E. (2022), Communicating Influence: China’s Messaging in Latin America and the Caribbean, CLALS Working Paper Series, no. 35. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4061082 (дата обращения: 31.12.2023).

Haman, M. (2020), The use of Twitter by state leaders and its impact on the public during the COVID-19 pandemic, Heliyon, vol. 6, no. 11. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05540

Kuznetsov, N. and Liang, F. (2023), Digital diplomacy of USA and China in the era of datalization, Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, т. 16, вып. 2, c. 191–200.

Thunoe, M. and Nielbo, K. L. (2024), The initial digitalization of Chinese diplomacy (2019–2021): establishing global communication networks on Twitter, Journal of Contemporary China, vol. 33, no. 146, pp. 244–266.

China’s soft power is on the rise (2018), February 23. URL: http://www.chinadaily.com.cn/a/201802/23/WS5a8f59a9a3106e7dcc13d7b8.html (дата обращения: 31.12.2023).

Silver, L., Devlin, K. and Huang, C. (2020), Unfavorable views of China reach historic highs in many countries, Pew Research Center. URL: https://www.pewresearch.org/global/2020/10/06/unfavorable-viewsof-china-reach-historic-highs-in-many-countries/ (дата обращения: 31.12.2023).

Chen, H., Zhu, Z., Qi, F., Ye, Y., Liu, Z., Sun, M. and Jin, J. (2020), Country image in COVID-19 pandemic: A case study of China, IEEE Transactions on Big Data, vol. 7, no. 1, pp. 81–92.

Green, J. A. (2022), The rise of twiplomacy and the making of customary international law on Social media, Chinese Journal of International Law, vol. 21, no. 1, pp. 1–53.

Гилл, Б. (2020), Дипломатия «волков-воинов» в Китае — работает ли она?, Россия в глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/diplomatiya-volkov-voinov/ (дата обращения: 31.12.2023).

Xiaolin, D. (2023), Domestic sources of China’s wolf-warrior diplomacy: individual incentive, institutional changes and diversionary strategies, The Pacific Review, pp. 1–19. https://doi.org/10.1080/09512748.2023.2205163

Nagy, S. and Nguyen, H. (2020), Cowboy diplomacy meets wolf warrior diplomacy: All politics are local, Canadian Global Affairs Institute. URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=3867238 (дата обращения: 31.12.2023).

Huang, Z. A. (2022), “Wolf Warrior” and China’s digital public diplomacy during the COVID-19 crisis, Place Branding and Public Diplomacy, vol. 18, no. 1, pp. 37–40.

Oloo, O. D. (2023), The implementation of the digital diplomacy of the United States, the UK, and China in Kenya, Place Branding and Public Diplomacy, pp. 1–12. https://doi.org/10.1057/s41254-023-00316-3

Repnikova, M. and Chen, K. A. (2023), Asymmetrical discursive competition: China-United States digital diplomacy in Africa, International Communication Gazette, vol. 85, no. 1, pp. 15–31.

Huang, Z. A. and Wang, R. (2019), Building a network to “tell China stories well”: Chinese diplomatic communication strategies on Twitter, International Journal of Communication, vol. 13, pp. 2984–3007.

Цветкова, Н. А. и Сытник, А. Н. (2023), Цифровое противостояние США и КНР: экономическое и политическое измерения, Мировая экономика и международные отношения. Т. 67, № 11. С. 15–23.

Lovejoy, K., Waters, R. D. and Saxton, G. D. (2012), Engaging stakeholders through Twitter: How nonprofit organizations are getting more out of 140 characters or less, Public Relations Review, vol. 38, no. 2, pp. 313–318.

Recuero, R., Zago, G., Bastos, M. T. and Araujo, R. (2015), Hashtags Functions in the Protests Across Brazil, Sage Open, vol. 5, no. 2, https://doi.org/10.1177/2158244015586000

Ruiz-Soler, J. (2017), Twitter Research for Social Scientists: A Brief Introduction to the Benefits, Limitation sand Tools for Analysing Twitter Data, Revista Digitos. no. 3, pp. 17–31.

Huang, Z. A. and Arifon, O. (2018), La diplomatie publique chinoise sur Twitter: la fabrique d’une polyphonie harmonieuse, Hermes, La Revue, vol. 2, no. 81, pp. 45–53.

Sobel, M., Riffe, D. and Hester, J. B. (2016), Twitter diplomacy? A content analysis of eight US embassies’ Twitter feeds, The Journal of Social Media in Society, vol. 5, no. 2, pp. 75–107.

References

Butorina, O. V. (2022), Structural Asymmetry — the New Normal of a Multipolar World, in: Butorina, O. V. and Alekseenkova, E. S. (eds), The China Factor in the Mediterranean, Мoscow: In-t Evropy Rossiiskoi akademii nauk publ., pp. 7–17. (In Russian)

Litsas, S. N. (2020), The U. S. Facing the Challenges of the Twenty-First Century in the Eastern Mediterranean: The Different Cases of China, Russia, and Turkey, in: Spyridon, N. L. (ed.), US Foreign Policy in the Eastern Mediterranean, Cham: Springer, pp. 181–212.

Carafano, J. J. (2019), US Foreign Policy in the Mediterranean Region and How it Affects Other Actors, IE Med Mediterranean Yearbook. Available at: https://scholar.google.com/scholar?hl=ru&as_sdt=0%2C5&q=US+Foreign+Policy+in+the+Mediterranean+Region+and+How+it+Affects+Other+Actors+The+Euro-Mediterranean+Partnership+and+Other+Actors+&btnG= (accessed: 31.12.2023).

Pakulin, V. S. (2021), China’s investment projects in the European Mediterranean countries within the framework of “Belt and Road”, Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriia, no. 70, pp. 96–103. (In Russian)

Villegas, G. A. (2020), The Mediterranean Sea: Maritime power, conflicts and strategies, İnstituto Espanol de Estudios Estrategicos. Available at: https://www.ieee.es/Galerias/fichero/docs_marco/2020/DIEEEM03_GUIABI_Mediterraneo-ENG.PDF (accessed: 31.12.2023).

Duarte, L., Albro, R. and Hershberg, E. (2022), Communicating Influence: China’s Messaging in Latin America and the Caribbean, CLALS Working Paper Series, no. 35. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4061082 (accessed: 31.12.2023).

Haman, M. (2020), The use of Twitter by state leaders and its impact on the public during the COVID-19 pandemic, Heliyon, vol. 6, no. 11. https://doi.org/10.1016/j.heliyon.2020.e05540

Kuznetsov, N. and Liang, F. (2023), Digital diplomacy of USA and China in the era of datalization, Vestnik of Saint Petersburg University. International Relations, vol. 16, iss. 2, pp. 191–200.

Thunoe, M. and Nielbo, K. L. (2024), The initial digitalization of Chinese diplomacy (2019–2021): Еstablishing global communication networks on Twitter, Journal of Contemporary China, vol. 33, no. 146, pp. 244–266.

China’s soft power is on the rise (2018), February 23. Available at: http://www.chinadaily.com.cn/a/201802/23/WS5a8f59a9a3106e7dcc13d7b8.html (accessed: 31.12.2023).

Silver, L., Devlin, K. and Huang, C. (2020), Unfavorable views of China reach historic highs in many countries, Pew Research Center. Available at: https://www.pewresearch.org/global/2020/10/06/unfavorableviews-of-china-reach-historic-highs-in-many-countries/ (accessed: 31.12.2023).

Chen, H., Zhu, Z., Qi, F., Ye, Y., Liu, Z., Sun, M. and Jin, J. (2020), Country image in COVID-19 pandemic: A case study of China, IEEE Transactions on Big Data, vol. 7, no. 1, pp. 81–92.

Green, J. A. (2022), The rise of twiplomacy and the making of customary international law on Social media, Chinese Journal of International Law, vol. 21, no. 1, pp. 1–53.

Gill, B. (2020), Wolf Warrior Diplomacy»: Is it Working for China?, Russia in Global Affairs. Available at: https://globalaffairs.ru/articles/diplomatiya-volkov-voinov/ (accessed: 31.12.2023). (In Russian)

Xiaolin, D. (2023), Domestic sources of China’s wolf-warrior diplomacy: individual incentive, institutional changes and diversionary strategies, The Pacific Review, pp. 1–19. https://doi.org/10.1080/09512748.2023.2205163

Nagy, S. and Nguyen, H. (2020), Cowboy diplomacy meets wolf warrior diplomacy: All politics are local, Canadian Global Affairs Institute. Available at: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3867238 (accessed: 31.12.2023).

Huang, Z. A. (2022), “Wolf Warrior” and China’s digital public diplomacy during the COVID-19 crisis, Place Branding and Public Diplomacy, vol. 18, no. 1, pp. 37–40.

Oloo, O. D. (2023), The implementation of the digital diplomacy of the United States, the UK, and China in Kenya, Place Branding and Public Diplomacy, pp. 1–12. https://doi.org/10.1057/s41254-023-00316-3

Repnikova, M. and Chen, K. A. (2023), Asymmetrical discursive competition: China-United States digital diplomacy in Africa, International Communication Gazette, vol. 85, no. 1, pp. 15–31.

Huang, Z. A. and Wang, R. (2019), Building a network to “tell China stories well”: Chinese diplomatic communication strategies on Twitter, International Journal of Communication, vol. 13, pp. 2984–3007.

Tsvetkova, N. A. and Sytnik, A. N. (2023), Digital Confrontation between USA and China: Economic and Political Dimensions, Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia, vol. 67, no. 11, pp. 15–23. (In Russian)

Lovejoy, K., Waters, R. D. and Saxton, G. D. (2012), Engaging stakeholders through Twitter: How nonprofit organizations are getting more out of 140 characters or less, Public Relations Review, vol. 38, no. 2, pp. 313–318.

Recuero, R., Zago, G., Bastos, M. T. and Araujo, R. (2015), Hashtags Functions in the Protests Across Brazil, Sage Open, vol. 5, no. 2, https://doi.org/10.1177/2158244015586000

Ruiz-Soler, J. (2017), Twitter Research for Social Scientists: A Brief Introduction to the Benefits, Limitation sand Tools for Analysing Twitter Data, Revista Digitos, no. 3. pp. 17–31.

Huang, Z. A. and Arifon, O. (2018), La diplomatie publique chinoise sur Twitter: la fabrique d’une polyphonie harmonieuse, Hermes, La Revue, vol. 2, no. 81, pp. 45–53.

Sobel, M., Riffe, D. and Hester, J. B. (2016), Twitter diplomacy? A content analysis of eight US embassies’ Twitter feeds, The Journal of Social Media in Society, vol. 5, no. 2, pp. 75–107.

Загрузки

Опубликован

27.02.2025

Как цитировать

Вакарчук, Д. (2025). Особенности цифровой дипломатии США и КНР в Cредиземноморском регионе. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 17(4), 411–430. https://doi.org/10.21638/spbu06.2024.402

Выпуск

Раздел

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МИРОВАЯ ПОЛИТИКА