Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики «мягкой силы» современной России

Авторы

  • Людмила Алиева Северо-Кавказский федеральный университет, Российская Федерация, 355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1
  • Каринэ Амбарцумян Северо-Кавказский федеральный университет, Российская Федерация, 355017, Ставрополь, ул. Пушкина, 1

DOI:

https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.205

Аннотация

В статье авторы обращаются к проблеме практической реализации «мягкой силы» в современной российской внешней политике. Целью исследования стало определение места академической мобильности в политике формирования положительного образа России в мире. В связи с этим авторы подчеркивают целесообразность максимального дистанцирования от понимания науки и образования как средств пропаганды и идеологического ответа зарубежным оппонентам. Академическая мобильность является одним из эффективно работающих каналов, дающих возможность транслировать миру не только результаты научной и образовательной работы, но и через межличностное общение в профессиональных сообществах разрушать сложившиеся негативные стереотипы о России. В статье в качестве примера участия государства в налаживании академических обменов приводится структура DAAD и подчеркивается возможность адаптации данного опыта для России. Вопреки утверждению Дж. Ная о вреде чрезмерного огосударствления, опыт Германии показал продуктивность активного участия министерства иностранных дел в налаживании научно-образовательного сотрудничества. Учитывая многообразие регионов Российской Федерации, авторы пришли к выводу о необходимости использования положения приграничных регионов для поддержания политики «мягкой силы» в отношении близлежащих государств и регионов. В качестве примера приведен опыт сотрудничества Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) с научно-образовательными учреждениями Южного Кавказа. Приграничное положение северокавказского края, общее историческое прошлое народов и общая кавказская идентичность делают СКФУ эффективным средством для усиления влияния России в регионе, который традиционно является ареной международного соперничества. В статье также представлен опыт реализации совместных проектов с европейскими партнерами, проведен анализ актуальных направлений развития Европейского пространства высшего образования, показана роль академической мобильности для формирования устойчивой, сплоченной и мирной Европы. В этой связи авторами делается вывод о существенном вкладе вузов в формирование у зарубежной аудитории положительного представления о России как о стране с этническим, культурным, историческим, религиозным и географическим многообразием.

Ключевые слова:

«мягкая сила», академическая мобильность, трансграничное сотрудничество, Северо-Кавказский федеральный университет, научно-образовательные международные связи

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.
 

Библиографические ссылки

Литература

Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В. В. Путиным 30 ноября 2016 г.). URL: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/2542248 (дата обращения: 21.09.2020).

Scott-Smith, G. (2008), Mapping the Undefinable: Some Thoughts on the Relevance of Exchange Programs within International Relations Theory, The Annals of the American Academy of Political and Social Science. March. https://doi.org/10.1177/0002716207311953

Atkinson, K. (2010), Does Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006, Foreign Policy Analysis, vol. 6, no. 1, pp. 1–22.

Алексеева, Т. А. (2014), Мыслить конструктивистски: открывая многоголосый мир, Современная политика, № 1 (14), c. 4–21.

Kazarinova, D. and Taisheva, V. (2019), Perceptions of Russia in the global world, Russia in global affairs, vol. 17, no 4, pp. 25–52. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-4-20-52

Останина, Е. А. (2016), Академическая мобильность як важнейшая составляющая часть высшего образования, Мир образования — образование в мире, № 2, с. 142–150.

Варламова, А. В. (2014), Академическая мобильность обучающихся российских вузов (на примере ФГБОУ ВПО «РГУТиС»), Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса, № 1, с. 74–79.

Козырин, А. Н. (2011), Финансирование академической мобильности в зарубежных странах, Реформы и право, № 1, с. 46–52.

Сергеев, С. О. (2015), Академическая мобильность как инструмент мягкой силы науки, Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 6, с. 198–201.

Ковба, Д. М. и Грибовод, Е. Г. (2019), Международная академическая мобильность сквозь призму теории «мягкой силы», Образование и наука, т. 21, № 10, с. 9–31.

EHEA ministerial conference Rome 2020. URL: http://www.ehea.info/page-ehea-ministerial-conferece-rome-2020 (дата обращения: 21.09.2020).

A Global Ranking of Soft Power 2019. URL: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2019/10/The-Soft-Power-30-Report-2019-1.pdf (дата обращения: 02.09.2020).

The Soft Power 30. URL: https://softpower30.com/country/russian-federation/ (дата обращения: 21.09.2020).

Deodato, E. and Iwona, B. (2014), Universities as Actors and Instruments in Diplomacy. The Academic Soft Power Potential, Valdai papers 8. URL: https://valdaiclub.com/a/valdai-papers/valdai_paper_8_universities_as_actors_and_instruments_in_diplomacy_theacademic_soft_power_potential/ (дата обращения: 21.09.2020).

Nye, Jr. and Joseph, S. (2017), Soft power: the origins and political progress of a concept, Palgrave Communications, no. 3. https://doi.org/10.1057/palcomms.2017.8

«Мягкую силу» снабжают средствами. Россия в разы увеличит финансирование деятельности по улучшению имиджа за рубежом, Коммерсант. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2204815 (дата обращения: 21.09.2020).

Кропачев, К. и Худолей, К. (2021), Международная деятельность Санкт-Петербургского государственного университета как элемент «мягкой силы» Российской Федерации. Международная жизнь, октябрь, с. 100–117.

Nye, Jr. and Joseph, S. (2018), How Sharp Power Threatens Soft Power. The Right and Wrong Ways to Respond to Authoritarian Influence_ Foreign Affairs, January, 24. URL: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharp-power-threatens-soft-power?cid=int-fls&pgtype=hpg (дата обращения: 21.09.2020).

Аgeeva, V. (2021), The rise and fall of Russia’s soft power, Russia in global affairs, vol. 19, no. 1, pp. 118–145. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2021-19-1-118-145

Nye, Jr. and Joseph, S. (2013), What China and Russia Don’t Get About Soft Power, Foreign Policy, April, 29. URL: https://www.hks.harvard.edu/publications/what-china-and-russia-dont-get-about-softpower (дата обращения: 21.09.2020).

Кузнецов, Е. (2018), «Мягкая сила» России: чего не хватает?, Россия в глобальной политике. 15 января. URL: https://globalaffairs.ru/articles/myagkaya-sila-rossii-chego-ne-hvataet/ (дата обращения: 21.09.2020).

Ланьшина, Т. А. (2014), «Мягкая сила» Германии: культура образование наука, Вестник международных организаций, т. 9, № 2, с. 28–58.

Фокин, В. И., Боголюбова, Н. М. и Николаева, Ю. В. (2017), Культурное сотрудничество на пространстве СНГ, Евразийские исследования, № 5, с. 28–43.

Fominykh, A. (2017), Russia’s Public Diplomacy in Central Asia and the Caucasus: The Role of the Universities. The Hague Journal of Diplomacy, vol. 12, iss. 1, pp. 56–85. https://doi.org/10.1163/1871191X-12341350

Ростовская, Т. К., Скоробогатова, В. И. и Очирова, Г. Н. (2020), Государственное регулирование академической мобильности молодых ученых: российский и иранский опыт, в Рязанцев, С. В. и Ростовская, Т. К. (отв. ред.), I Российско-Иранский социологический форум. Сборник тезисов докладов участников форума (Москва, 16–18 ноября 2020 г.), М.: ИТД «Перспектива».

Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Президентом РФ от 13 июня 2012 г.). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (дата обращения: 20.09.2020).

Приоритетный проект «Развитие экспортного потенциала российской системы образования». URL: http://government.ru/projects/selection/653/ (дата обращения: 20.09.2020).

Erasmus+ in 2016: another record year. European Commission, 30 November 2017. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_4964 (дата обращения: 21.09.2020).

Евгений Примаков: Россотрудничество заговорит на понятном для зарубежной аудитории языке. URL: https://tass.ru/interviews/8925417 (дата обращения: 21.09.2020).

Торкунов, А. В. (2012), Образование как инструмент «мягкой силы» во внешней политике России, Вестник МГИМО-Университета, № 4 (25), с. 85–93.

Лебедева, М. М. (2017), «Мягкая сила»: понятие и подходы, Вестник МГИМО-Университета, № 3 (54), С. 212–222.

Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культур-но-гуманитарного сотрудничества (утв. Президентом РФ 18.12.2020). URL: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (дата обращения: 21.09.2020).


References

Concept of foreign policy of the Russian Federation (approved by the President of the Russian Federation V. V. Putin on November 30, 2016). Available at: https://www.mid.ru/foreign_policy/official_documents/-/asset_publisher/CptICkB (accessed: 21.09.2020). (In Russian)

Scott-Smith, G. (2008), Mapping the Undefinable: Some Thoughts on the Relevance of Exchange Programs within International Relations Theory, The Annals of the American Academy of Political and Social Science. March. https://doi.org/10.1177/0002716207311953

Atkinson, K. (2010), Does Soft Power Matter? A Comparative Analysis of Student Exchange Programs 1980–2006, Foreign Policy Analysis, vol. 6, no. 1, pp. 1–22.

Alekseeva, T. A. (2014), Thinking as Constructivist: Opening a Polyphonic World, Contemporary Politics, no. 1 (14), pp. 4–21.

Kazarinova, D. and Taisheva, V. (2019), Perceptions of Russia in the global world, Russia in global affairs, vol. 17, no. 4, pp. 25–52. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2019-17-4-20-52

Ostanina, E. A. (2016), Academic mobility as a critical component of higher education, Mir obrazovaniya — obrazovanie v mire, no. 2, pp. 142–150. (In Russian)

Varlamova, A. V. (2014), Academic mobility of students of Russian universities (at the example of FSBEI HPE “RGUTiS”), Vestnik assotsiatsii vuzov turizma i servisa, no. 1, pp. 74–79. (In Russian)

Kozyrin, A. N. (2011), Financing academic mobility in foreign countries, Reformy i parvo, no. 1, pp. 46–52. (In Russian)

Sergeev, S. O. (2015), Academic mobility as a science soft power tool, Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie I obshchestvennye nauki, no. 6-1, pp. 198–201. (In Russian)

Kovba, D. M. and Gribovod, E. G. (2019), International academic mobility through the prism of the theory of “soft power”, Obrazovanie i nauka, vol. 21, no. 10, pp. 9–31. (In Russian)

EHEA ministerial conference Rome 2020. Available at: http://www.ehea.info/page-ehea-ministerialconferece-rome2020 (accessed: 21.09.2020).

A Global Ranking of Soft Power 2019. Available at: https://softpower30.com/wp-content/uploads/2019/10/The-Soft-Power-30-Report-2019-1.pdf (accessed: 02.09.2020).

The Soft Power 30. Available at: https://softpower30.com/country/russian-federation/ (accessed: 21.09.2020).

Deodato, E. and Iwona, B. (2014), Universities as Actors and Instruments in Diplomacy. The Academic Soft Power Potential, Valdai papers 8. Available at: https://valdaiclub.com/a/valdai-papers/valdai_paper_8_universities_as_actors_and_instruments_in_diplomacy_theacademic_soft_power_potential/ (accessed: 21.09.2020).

Nye, Jr. and Joseph, S. (2017), Soft power: the origins and political progress of a concept. Palgrave Communications, no. 3. https://doi.org/10.1057/palcomms.2017.8

Funding of “soft power”. Russia will increase funding for activities to improve its image abroad severalfold. Available at: https://www.kommersant.ru/doc/2204815 (accessed: 02.09.2020).

Kropachev, K. and Khudoley, K. (2021), International activities of St. Petersburg State University as an element of the “soft power” of the Russian Federation, International Affairs, October, pp. 100–117.

Nye, Jr. and Joseph, S. (2018), How Sharp Power Threatens Soft Power The Right and Wrong Ways to Respond to Authoritarian Influence, Foreign Affairs, January, 24. Available at: https://www.foreignaffairs.com/articles/china/2018-01-24/how-sharp-power-threatens-soft-power?cid=int-fls&pgtype=hpg (accessed: 21.09.2020).

Аgeeva, V. (2021), The rise and fall of Russia’s soft power, Russia in global affairs, vol. 19, no. 1, pp. 118–145. https://doi.org/10.31278/1810-6374-2021-19-1-118-145

Nye, Jr. and Joseph, S. (2013), What China and Russia Don’t Get About Soft Power, Foreign Policy, April, 29. Available at: https://www.hks.harvard.edu/publications/what-china-and-russia-dont-get-aboutsoft-power (accessed: 21.09.2020).

Kuznetsov, E. (2018), The “soft power” of Russia: what does it lack?, Russia in Global Affairs, January,

Available at: https://globalaffairs.ru/articles/myagkaya-sila-rossii-chego-ne-hvataet/ (accessed: 21.09.2020). (In Russian)

Lan’shina, T. A. (2014, The “soft power” of Germany” culture, education, science, Vestnik mezhdunarodnykh organizatsiy, vol. 9, no. 2, pp. 28–58. (In Russian)

Fokin, V. I., Bogolyubova, N. M. and Nikolaeva, Yu. V. (2017), Cultural cooperation in the CIS space, Evraziiskie issledovaniya, no. 5, pp. 28–43. (In Russian)

Fominykh, A. (2017), Russia’s Public Diplomacy in Central Asia and the Caucasus: The Role of the Universities, The Hague Journal of Diplomacy vol. 12, iss. 1, pp. 56–85. https://doi.org/10.1163/1871191X-12341350

Rostovskaya, T. K., Skorobogatova, V. I. and Ochirova, G. N (2020), State regulation of academic mobility of young scientists: Russian and Iranian experience, in Ryazantsev, S. V. and Rostovskaya, T. K. (eds), 1st Russian-Iranian Sociological Forum. Collection of abstracts of the forum participants (Moscow, November 16–18, 2020), Moscow: ITD Perspektiva Publ. (In Russian)

Concept of state migration policy of the Russian Federation for the period up to 2025 (approved by the President of the RF on June 13th 2012). Available at: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70088244/ (accessed: 20.09.2020). (In Russian)

Development of the export potential of the Russian education system. Available at: http://government.ru/projects/selection/653/ (accessed: 20.09.2020). (In Russian)

Erasmus+ in 2016: another record year. European Commission, 30 November 2017. Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/IP_17_4964 (accessed: 21.09.2020).

Evgeniy Primakov: Rossotrudnichestvo will speak the language which the foreign audience will understand. Available at: https://tass.ru/interviews/8925417 (accessed: 21.09.2020). (In Russian)

Torkunov, A. V. (2012), Education as the “soft power” tool in the foreign policy of Russia, Vestnik MGIMO-Universiteta, no. 4 (25), pp. 85–93. (In Russian)

Lebedeva, M. M. (2017), “Soft power”: concept and approaches, Vestnik MGIMO-Universiteta, no. 3 (54), pp. 212–222. (In Russian)

Main directions of the policy of the Russian Federation in the field of international cultural and humanitarian cooperation (approved by the President of the RF on 18.12.2020). Available at: https://legalacts.ru/doc/osnovnye-napravlenija-politiki-rossiiskoi-federatsii-v-sfere/ (accessed: 21.09.2020). (In Russian)

Загрузки

Опубликован

21.07.2022

Как цитировать

Алиева, Л., & Амбарцумян, К. (2022). Роль международной академической мобильности в усилении эффективности политики «мягкой силы» современной России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения, 15(2), 197–216. https://doi.org/10.21638/spbu06.2022.205

Выпуск

Раздел

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ