Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения https://irjournal.spbu.ru/ <p>«Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения» — международный междисциплинарный рецензируемый&nbsp; журнал, специализирующийся на исследовании актуальных проблем современной теории и практики международных отношений.</p> ru-RU <p>Статьи журнала «Вестник Санкт-Петербургского университета. Международные отношения» находятся в открытом доступе и распространяются в соответствии с условиями <a title="Лицензионный Договор" href="/about/submissions#LicenseAgreement" target="_blank" rel="noopener">Лицензионного Договора</a> с Санкт-Петербургским государственным университетом, который бесплатно предоставляет авторам неограниченное распространение и самостоятельное архивирование.</p> irjournal@spbu.ru (Худолей Константин Константинович) irjournal@spbu.ru (Болгов Радомир Викторович) Ср, 14 апр 2021 23:00:15 +0300 OJS 3.1.2.4 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 The pandemic, Russia and the West https://irjournal.spbu.ru/article/view/10671 <p>The Covid-19&nbsp; pandemic represented a major event in world history, although its political character remains disputed. It is too early to tell what long-term impact the coronavirus will have on international affairs, but its immediate results are clear. The article examines the context of the pandemic and some of the salient effects, noting that it has acted as an accelerant rather than a game changer. The paper then contextualises these changes into the larger pattern of Russian foreign policy, noting the way that the pandemic only deepened and in parts accelerated existing tendencies and trends. International politics remain trapped between post-war patterns in the Atlantic power system and the emergence of new challenges, above all the nascent bipolarity between the United States and China. Russia seeks to manoeuvre in this new constellation, including by advancing its civilisational autonomy. Instead of introducing greater flux into international affairs, the pandemic only confirmed and intensified the existing impasse, and the long-anticipated multipolarity remains more of an aspiration than a reality. The stasis in international affairs remains in place.</p> Richard Sakwa Copyright (c) 2021 Richard Sakwa https://irjournal.spbu.ru/article/view/10671 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 Трансграничное сотрудничество России и Китая: хаотичный расцвет и упорядоченная деградация https://irjournal.spbu.ru/article/view/10672 <p>На протяжении большей части истории российского государства актуальной остается задача «освоения и&nbsp;развития» отдаленных восточных территорий, остающихся его слаборазвитой приграничной периферией. Одним из&nbsp;возможных и&nbsp;достаточно эффективных инструментов решения этой задачи в&nbsp;современных условиях выступает трансграничное сотрудничество. Концептуально оформившись в&nbsp; рамках развивающегося европейского интеграционного процесса, идея и&nbsp;практика трансграничного сотрудничества были взяты на вооружение многими имеющими общие границы государствами, даже не связанными друг с&nbsp;другом интеграционными обязательствами. Вместе с&nbsp;тем признается, что ни наличие общей границы, ни готовность национальных правительств соседних государств к&nbsp; сотрудничеству не являются гарантией успеха трансграничной кооперации и, тем более, прогресса в&nbsp;развитии приграничных территорий. В&nbsp;данной работе рассматривается эволюция трансграничной кооперации на российском Дальнем Востоке, которое представлено почти исключительно российско-китайским трансграничным сотрудничеством. Новейшая история трансграничного сотрудничества на российско-китайской границе представляет в&nbsp;этом смысле весьма интересный кейс, исследование которого позволяет лучше понять как общие закономерности такого рода взаимодействий, так и&nbsp;специфические их особенности в&nbsp;контексте современных отношений России и&nbsp;Китая. Доминирующий тренд этого сотрудничества может быть охарактеризован как движение от неупорядоченного расцвета к&nbsp;упорядоченной деградации. Определяющим его фактором было и&nbsp;остается настойчивое стремление российского руководства к&nbsp; сохранению жесткого контроля над отдаленными территориями, в&nbsp;том числе посредством централизации и&nbsp;сосредоточения всех видов их взаимодействий с&nbsp;сопредельными странами на межгосударственном уровне.</p> Сергей Константинович Песцов Copyright (c) 2021 Сергей Константинович Песцов https://irjournal.spbu.ru/article/view/10672 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 Внешнеэкономическое сотрудничество Санкт-Петербурга с Данией в XXI веке: основные тенденции, проблемы и перспективы https://irjournal.spbu.ru/article/view/10673 <p>Российско-датское экономическое сотрудничество имеет давнюю и&nbsp;богатую историю, в&nbsp; которой Санкт-Петербург в&nbsp; силу своего географического положения всегда играл важную роль. Исследование роли крупных мегаполисов в&nbsp;общегосударственной внешнеэкономической политике сейчас имеет большое научное и&nbsp;практическое значение. Авторы настоящей статьи предпринимают попытку исследовать на примере СанктПетербурга экономическую сферу парадипломатии. В&nbsp; статье рассматриваются нормативно-правовая база экономического сотрудничества Санкт-Петербурга и&nbsp; Дании, торговое и&nbsp; инвестиционное взаимодействие, определяется место Санкт-Петербурга в&nbsp;общем товарообороте РФ с&nbsp;Данией, значение датского экспорта и&nbsp;импорта для петербургской экономики. Особое внимание уделяется периоду 2014–2020&nbsp;гг., а&nbsp;именно влиянию санкционного режима на датско-петербургское экономическое сотрудничество, а&nbsp;также новой роли в&nbsp;нем датских автономий&nbsp;— Фарерских островов и&nbsp;Гренландии. Авторы определяют, что в&nbsp;экономическом взаимодействии Петербурга и&nbsp;Дании после введения санкций не произошло кардинальных перемен. Хотя из-за контрсанкций сократились поставки датских продуктов питания, экспорт петербургских товаров в&nbsp;Данию вырос. Вакуум, образовавшийся после сокращения поставок датских продуктов, заполнили предприимчивые жители Фарерских островов, не входящих в&nbsp;ЕС. СанктПетербург стал одним из&nbsp; ключевых центров потребления фарерской рыбы и&nbsp; морепродуктов. Основными препятствиями для развития экономического взаимодействия Санкт-Петербурга и&nbsp;Дании остаются: ценностные разногласия между РФ и&nbsp;ЕС, санкционный режим, устаревшая нормативно-правовая база, высокая степень недоверия между партнерами, которая начинает оказывать влияние и&nbsp; на прагматичную сферу экономики. Мировой экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, также негативно сказывается на экономическом сотрудничестве Санкт-Петербурга и&nbsp;Дании. Однако эпидемия открывает новые возможности для сотрудничества в&nbsp;тех сферах, которые находились на периферии датско-российских экономических отношений: в цифровизации экономики и&nbsp;образования, урбанистике и&nbsp;реализации идей «умного города», сотрудничестве в&nbsp;области фармацевтики и&nbsp;медицинских технологий, кибербезопасности.</p> Ирина Николаевна Новикова, Дмитрий Игоревич Попов Copyright (c) 2021 Ирина Николаевна Новикова, Дмитрий Игоревич Попов https://irjournal.spbu.ru/article/view/10673 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 Dynamics of international activity of sub-state regions https://irjournal.spbu.ru/article/view/10676 <p>The paradiplomatic activity of sub-state regions has become an important element of international relations. The sub-state regions are able to implement specific international programs and deal with supra-regional challenges. The ability of regions to interact internationally depends primarily on the political and legal system of a given country, but also on the economic and socio-cultural potential as well as the geographical location. The paradiplomatic actions are also influenced by processes taking place in international relations, in particular globalisation and technological development. The author examines the dynamics of international activity of sub-state regions with a particular focus on the factors and premises that encourage regional authorities to undertake paradiplomatic actions. The main research objective of the article is a diagnosis of the motivation of regional activity in the international arena. A brief analysis of the development of international activity of sub-state regions is a starting point for considerations about economic, political and socio-cultural motives to paradiplomatic actions. Democratisation, liberalisation, development and ethnic diversity are considered as having a particularly significant impact on shaping the dynamics of international activity of sub-state regions. In his deliberations, the author primarily references the literature on the subject as well as his own achievements in the field of paradiplomacy studies.</p> Maciej Raś Copyright (c) 2021 Maciej Raś https://irjournal.spbu.ru/article/view/10676 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 Debating the withdrawal of US nuclear weapons from Europe: What Germany expects from Russia https://irjournal.spbu.ru/article/view/10677 <p>The recent debate in Germany about nuclear sharing confirmed the broad support among decision-makers for continued involvement in the political dimension of NATO’s sharing arrangements, i. e., participation in the Alliance’s nuclear consultative bodies. At the same time, German decision-makers hold divergent views on continued participation in the operational and technical aspects of nuclear sharing. Russia’s arsenal of approximately 2,000&nbsp;tactical nuclear weapons is of great concern to Germany and many in Berlin are worried that Russia is systematically expanding its nuclear arsenal. German decision-makers and the government support NATO’s dual-track policy of deterring and engaging Russia. German policy-makers’ arguments on the added military value of forward-deployed US nuclear weapons remain vague and there are few specific ideas about what type of arms control would be best suited to reduce the role and number of tactical nuclear weapons in Europe. There are four frameworks in which tactical nuclear weapons could be discussed with Russia, namely the nuclear Nonproliferation Treaty (NPT), other multilateral fora, the Russian&nbsp;— US bilateral dialogue on strategic stability, and the NATO&nbsp;— Russia Council. If Russia is serious about reducing the role and number of nuclear weapons in Europe, it should accept the reciprocity paradigm and drop some worn-out demands and positions that have little relevance for political debates around arms control in Berlin and elsewhere.</p> Oliver Meier Copyright (c) 2021 Oliver Meier https://irjournal.spbu.ru/article/view/10677 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 «Северный поток — 2» в зеркале партийных дискуссий Германии https://irjournal.spbu.ru/article/view/10678 <p>Российско-германские отношения в&nbsp;сфере энергетики, продолжающиеся уже более полувека, являются важной составляющей двусторонних взаимодействий. С&nbsp;60-х годов прошлого века Россия и&nbsp; Германия укрепляют сотрудничество, проводя большое количество совместных проектов, создавая предприятия и&nbsp;строя газопроводы. В&nbsp;настоящей статье автор рассматривает немецкую внутриполитическую дискуссию вокруг транснационального проекта «Северный поток&nbsp;— 2», который, несмотря на первоначальное одобрение обеих сторон, не раз являлся предметом споров, как на внутренней, так и&nbsp; на внешней политической арене Германии. Противниками проекта выступали не только партии бундестага, ссылаясь на экологические проблемы и&nbsp; политические противоречия, но&nbsp;и&nbsp;европейские соседи, а&nbsp;также Соединенные Штаты Америки, имеющие собственные экономические интересы в&nbsp;сфере энергетического сотрудничества с&nbsp;ФРГ. В&nbsp;статье представлен анализ дискурса по данной проблематике, основанный на заявлениях основных политиков Германии, членов партий на заседаниях бундестага, а&nbsp;также на сведениях, опубликованных в&nbsp;немецкоязычных электронных средствах массовой информации в&nbsp;условиях политического давления через институты европейского сообщества и&nbsp;санкционной политики со стороны США. Автор приходит к&nbsp;выводу о&nbsp;том, что, несмотря на полярность мнений по поводу строительства газопровода не только во внутриполитических дискуссиях, но&nbsp;и&nbsp;на международном уровне, Германия, сохраняя обязательства по реализации данного проекта, руководствуется собственной политико-экономической доктриной и&nbsp;способна принимать решения вопреки давлению со стороны государств, имеющих свои интересы в&nbsp;этой сфере взаимодействия.</p> Александра Николаевна Растворцева Copyright (c) 2021 Александра Николаевна Растворцева https://irjournal.spbu.ru/article/view/10678 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300 Российско-американские отношения на пороге нового десятилетия: вызовы и дилеммы https://irjournal.spbu.ru/article/view/10681 Алексей Николаевич Богданов, Юлия Константиновна Богуславская Copyright (c) 2021 Алексей Николаевич Богданов, Юлия Константиновна Богуславская https://irjournal.spbu.ru/article/view/10681 Ср, 14 апр 2021 00:00:00 +0300